Казахстан, Восточно-Казахстанская область
г. Усть-каменогорск

Клуб закаливания и зимнего плавания "Буран"

Клуб закаливания и зимнего плавания 'Буран' г.Усть-каменогорска

В июне 2011 года исполнится 100 лет со дня рождения восточно-казахстанского художника-ветерана ВОВ и первого руководителя клуба Бориса Ивановича Французова

«Нас водила молодость…»

В июне 2011 года исполнится 100 лет со дня рождения восточно-казахстанского художника-ветерана ВОВ Б.И.Французова.

Он родился 21 июня 1911г. в г. Усть-Каменогорске, в семье рабочего. Людям его поколения выпало пройти горнило Великой Отечественной Войны. С детства Борис увлеченно рисовал. Первым учителем рисования был его дядя, архитектор Василий Клементьевич Бобров. Окончив семилетку Борис Французов работал мотористом железной дороги в Риддере. Затеи были Московский завод №22, Красная Армия в Забайкалье. В 1936г. Борис поступил в 3-х годичную показательную изостудию при ВЦСПС на отделение живописи и рисунка, которую окончил в 1939г.

В изостудии учился под руководством художников Мираса и Котявского. К. Юон читал у студийцев историю искусств. Параллельно с учебой Борис Французов работал слесарем на метрострое. Незаурядное художественное дарование Б. Французова было замечено, и ему рекомендовали продолжить учебу в институте. Молодой художник готовился к поступлению в институт, но... грянула война.

В 1943г. был демобилизован в армию, воевал, получил ранение был демобилизован.

С 1943г. Б.И. жил и работал в Усть-Каменогорске. Работал водителем, затем художником - оформителем треста «Алтайсвинецстрой» и «Казмеханмонтаж». В художественно-производственных мастерских Художественного фонда СССР Б.Ф. работал со дня основания, с 1962 г. и до 1987г., т.е. до последних дней своей жизни. В 70-80 гг. Французовым создано множество монументальных произведений, в основном это панно в технике масляной живописи и мозаики, выполненные по заказу предприятий и учебных заведений города и области. Фотографии панно, фото Б.И. Французова разных лет, его карандашные зарисовки и многие другие документы вы можете увидеть в витрине зала.

Более всего Французов тяготел к графическому искусству.

Работал художник в различных техниках - углем, тушью и кистью, пером, акварелью, в шелкографии. Каждая из работ Б.И.Французова подтверждает его высокие профессиональные качества: умение выбрать наилучшее композиционное решение, достоверное изображение посредством рисунка и других выразительных средств желаемых образов и форм.

Лейтмотивом творчества Б.Ф. явилась тема войны, воинского подвига. Не менее значительна и тема радостного, вдохновенного труда во славу Родины. Работа мастера никого не оставит равнодушным т.к. повествуют они о главных ценностях жизни.

В работах на военную тематику художник уверенно и мощно создает образ мужественного, непобедимого защитника Родины.

Не сколько лет Б.Ф. явился внештатным корреспондентом журнала политической сатиры «Ара - Шмель», газет «Рудный Алтай» и «Коммунизм Туы». Его рисунки, образно выражаясь, «бьют в бровь, а не в глаз», т.е. они точны и изящно отточены, откликаются тонким чувством юмора, умением обнажить неприглядность хамства, грубости и других отвратительных свойств.

Борис Французов был всесторонне развитым человеком, кроме изобразительного искусства он увлекался литературой, особенно любил С.Есенина, классической музыкой. В общении с людьми был открытым, прямым, вежливым и по-человечески мудрым. С 1966 г. (55 лет) увлекался гимнастикой, закаливанием, зимним плаванием. В течение 14 лет Б.И.был руководителем секции закаливания и зимнего плавания «Буран». После смерти Б.И. секция стала носить его имя, и ежегодно в память о нем проводятся заплывы.

С 1962 г. Б.Ф. принимал участие в выставках: всесоюзной выставке самодеятельных художников, республиканских, межобластных и городских выставках.

В 1971 г. Б.И.Французов вышел на пенсию по труду. Был награжден за боевые заслуги и за доблестный труд - 9 медалей.

14 февраля 1987 г. Б.И.Французов умер от острого инфаркта миокарда.

После себя оставил несколько сотен работ, преимущественно графических. Вдова художника Екатерина Павловна хранила их у себя, 6 работ находятся в областном краеведческом музее.

В произведениях Французова запечатлен дух времени 50-80 гг. - послевоенного времени, когда люди Страны Советов вдохновенно и радостно строили социалистическое, справедливое общество. В котором все люди были бы равны и каждый, живя по высоким гуманным идеалам, трудясь по способностям, получал бы от общества справедливое вознаграждение по труду. Эти годы называются эпохой соц.реализма. Художники, поэты и музыканты создавали и прославляли образ человека-творца, строителя светлого будущего, воспевали радость труда. Б.И.Французов, П.Б.Шишов и В.Л.Истомин - принадлежат к поколению художников-романтиков.

Итак, обратимся непосредственно к графическим работам Б.И.Французова. Как уже было сказано одна из главных тем творчества этого художника - военная. Графический лист «Тревожные зори» изображает сюжет периода гражданской войны. Какова основная мысль художника? - передать трагизм и суровость тех дней. Это было время после революции, когда по идейным соображениям брат шел против брата, друг шел против друга...

На переднем плане крупно, показывая богатырскую мощь, изображен воин-красноармеец. Он чутко вслушивается в тревожную тишину утра. Раненой рукой нежно поглаживает красноармеец коня. Лицо освещено доброй улыбкой, брови же сурово сдвинуты. Все есть в русском характере и безграничные нежность и понимание сурового долга. Широкими порывистыми мазками рисовал художник эту работу, усиливая ими мотив борьбы, столкновение двух идей, трагической поры становление Советской власти. Черно-белое решение также подчинено усилению звучания трагической ноты.

Два акварельных листа «Между походами» и «На заре. Красный партизан» уже в цвете рассказывают о минутах затишья между боями и походами.

Символичен в них красный цвет и золотисто-розовые краски зари - это краски наступающей новой эпохи. И если работа «Тревожное утро» решена в стиле документальных кадров, то акварели - уже являются яркими художественными образами.

Как уже было сказано, Б.И. два года воевал. И как каждый воин В.О.В. он усвоил и сердцем прочувствовал «На всю оставшуюся жизнь запомним братство фронтовое»... Действительно это братство на всю жизнь. Графическая работа, выполненная углем «Солдаты» - являет нам этот тесный круг братства. Солдаты разного возраста, но едино их яростное и непреклонное желание победить врага. В этой графической работе очень хорошо видно, как мастерски владеет рисунком Б.И.

Как выразительна каждая из них! Как замечательно применены принципы аллегории и гротеска.

«Освобожденное солнце» - могучий воин штыком добивает фашистского змея. А освобожденное солнце уже залило светом всю плоскость листа. Площадь белых пятен явно доминирует, Свет побеждает тьму!

Обратимся к графическому листу «На фронт. Уходит эшелон». На скрещивающихся полосах рельсов лежат неестественно, страшно вытянувшиеся тени провожающих. Они рвутся вслед провожающему эшелону. Сочетание линий разной направленности - горизонтальных, вертикальных, диагональных усиливает драматизм момента. А клубы дыма - символизируют страшный смерч войны, нависший над русской , советской землей. В наших сердцах, как отклик, начинает звучать призывный набат колоколов.

Поражает силой выразительности вложенных чувств шелкография «Выстрел в твой дом». Это начало войны. Пробитая пулями дверь, женщина в испуге обнявшая ребенка, воин-богатырь, заслонивший собой родных, ряды уходящих на фронт солдат, - все говорит о том, что предстоит долгая суровая борьба с врагом. В этой работе доминирует, преобладает черный цвет - впереди еще очень много горя и смертей ( шелкография - оттиск с рисунка на шелке).

С документальной точностью, очень выразительно нарисованы тушью и кистью такие листы как «По дороге спиленных берез», «Вражеский берег», «Смена позиции».

Художник демонстрирует высокое мастерство, владение этой графической техникой.

Углем выполнил художник сюжетную зарисовку «Раненый конь» и «Мужской портрет». Портрет волевого бесстрашного воина-командира, привыкшего брать на себя весь груз ответственности. Лицо его рельефно вылеплено посредством штриха и растушки углем.

Также в технике шелкографии выполнены следующие работы художником: «Не вернулись из боя» - Мы видим согнувшегося от горя и боли за погибших однополчан солдата - повара у полевой кухни. Кого же он накормит теперь своей кашей?! Позади повара - черный провал, небытие, откуда нет возврата ушедшим однополчанам.

Очень выразительна работа «Последний рубеж»... Отзвучали победные залпы майского салюта Победы. «Была война, но мы пришли живыми...» На костылях возвращается солдат к порогу родимого дома. Этот порог его последний рубеж перед встречей с семьей. Вся грудь в медалях и орденах... 4 года ужаса войны позади. Впереди мирное строительство на родной земле.

Как вечный круг жизни, круг планетного глобуса, освобожденного от коричневой чумы, лежит перед ним тканый коврик. Символична и белая плоскость стены, как увертюра, вступление к последующему вдохновенному мирному труду.

Далее - работы художника, воспевающие радость созидающего труда. «На озере Зайсан» разыгрался шторм. Волны с шумом налетают на рыбацкую лодку, грозя перевернуть ее. Рыбаки молча и сосредоточенно тянут тяжелую сеть с уловом.

Средствами шелкографии очень образно передана фигура деревянной поверхности лодки, похожей на большую пучеглазую рыбу, ажурное плетение ячеек туго натянутой сети; вспененная, клокочущая поверхность озера.

Настоящая мужская работа - выходить в море, бороться с водной стихией и возвращаться домой с богатым уловом.

Люди этой профессии и в мирное время находятся на переднем крае борьбы между жизнью и смертью. - Да, это хирурги. Спит город, погашены огни, а люди в белых халатах несут свое дежурство. Художник намеренно обращает наше внимание на их сильные, мускулистые руки, эти руки творят чудеса, возвращают людей к жизни вместе с умным милосердным, сострадающим сердцем...

Нежной лиричной нотой окрашены выполненные тушью рисунки «Подруги» и «Отдых в пути». Они повествуют о радости людей, появлению новой жизни и минутах отдыха и любование красотой.

Веселой, яркой мозаикой выглядят цветные акварели мастера, в которых поет он вдохновенную песнь труду. Передана романтика трудовых будней 50-80 гг. 20 века.

Эту тему продолжают и утверждают работы тушью и кистью - «Мы мирные люди», «На стройке», «Медпункт на 8-й».

Все творчество Б.И. Французова проникнуто любовью к жизни, людям, труду и это звучит как жизненная заповедь художника. Он был романтиком и искусство его удивительно светло и молодо.

Т.И.Луцкая.

Яндекс.Метрика




Hosted by uCoz