В ковыльных степных просторах Казахстана в самобытном виде издавна существовали разнообразные формы физических упражнений в виде народных игр. Я не буду касаться таких соревнований, как конные скачки и настольные игры. Из всех испытаний силы и ловкости наибольшей популярностью пользовалась поясная борьба казахша-курес. Трудно даже описать великий азарт болельщиков. Было и перетягивание друг друга в самых разных вариантах. Соревновались и в джамте – поднятии тяжелых слитков серебра.

Знаменитый казахский батыр Балуан Шолак (Нурмагамбет Баймырзаулы, 1864-1919г.г.) на праздниках и тоях демонстрировал начальные элементы циркового искусства. На него укладывали доски, по которым водили верблюда. Согласно справочнику КИНЕС ему же принадлежит неофициальный рекорд по поднятию тяжестей корпусом – 51 пуд (816 кг).

По всей видимости, речь идет о поднятии связки гирь лямками или цепями, накинутыми на плечи и пояс. При этом руками обычно опираются о колени. Все движение сводится к небольшому выпрямлению корпуса и ног в коленях. Только так и поднимаются огромные тяжести. Представление о подъеме захватом руками ошибочно. Самый главный ограничитель при подъеме большого веса и есть хват руками – кисти не выдерживают.

Сабит Муканов в книге воспоминаний юности «Школа жизни» пишет – когда узнал, что на ярмарке в Макеевке увидит Балуана Шолака, то у него даже сердце замерло. Вот какие легенды ходили по степи о знаменитом батыре…

«Балуан Шолак – это легендарный герой, великан, который поднимает как овечку самого большого быка, одной рукой он может скрутить железную полосу толщиной в руку. Говорят, что за полчаса он объезжает самую дикую лошадь, перепрыгивает через самый высокий забор, ударом головы пробивает стену деревянного дома, переплывает самую широкую реку, перегоняет любую лошадь, за один присест съедает целого жеребенка. Его конь дороже самого богатого калыма. Он поет, как соловей, говорит как мулла, играет как музыкант. Его ни пуля не берет, ни шашка не рубит…»

Но, когда Сабит увидел батыра собственными глазами, то сначала был несколько разочарован. «Он был правда широкоплеч и довольно высок, но таких как он, я видел много. У Балуана была мощная грудь, сильные руки, приятное лицо. Особенно мне запомнился большой орлиный нос, густые брови, большие черные глаза и густая – прегустая, круглая совершенно черная борода. Зато одет он был как в сказке. Никогда я до сих пор не видел такого франта».

Сабиту посчастливилось увидеть и силовые номера, которые показывал Нурмагамбет.

«Привели самую большую лошадь. Он подполз под ее брюхо, подставил под ее живот правое плечо и вдруг легко понес ее. Все закричали, повскакивали с мест, а он осторожно поставил кобылу на землю, перевел дыхание и сказал: - «Теперь пусть ваш силач задушит меня!» Тут из толпы вышел высокий плечистый детина, на вид куда более здоровый, чем Балуан-Шолак. Его звали «Верблюд».

- Сможешь меня задушить? - спросил Балуан-Шолак.

- Попробую - ответил «Верблюд» и схватил его за горло обеими руками.

- Крепче! - сказал Балуан и через минуту: Еще крепче! Что? Неужели больше не можешь? Ну, смотри теперь! Он резко крутанул головой и «Верблюд» полетел.

В заключение вечера он и пел очень приятным голосом и артистически исполнял на домбре свои вещи. Сабиту Муканову запомнились и замечательные слова, которыми народ славил своего героя: «Вот это джигит: сам никого не обидит и никому себя обидеть не даст. Пришел в мир улыбаясь и с улыбкой покинет его. Пусть матери рожают только таких!»

Отца самого Сабита Муканова в ауле прозвали «Мукан-Волкодав». Однажды голыми руками он задушил волка, напавшего на их корову. Немало и других батыров было в их степном краю. Силач Канапия Тоганасов, которого никто не мог положить на лопатки. Пастух Макан, который сохранил силу до глубокой старости, играючи косил сено и в 80 лет. Отличались силой и батрак Байдильда и кузнец Корабай, по прозвищу «Брехун Корабай». Грузчик Ыбыш из Кургана (он первым из аульчан переселился в город), заносил на верхний этаж паровой мельницы пятипудовые мешки с зерном. Хвастался: «Обычно таскаю по 6 пудов, а на спор и 18 снесу. Однажды ударились мы об заклад, так я принес на самый верх мельницы 4 мешка зерна, а это считай 24 пуда. Нести их надо 3 пролета, в каждом пролете 64 ступени». Хоть и приврал немного грузчик Ыбыш (всего-то по пуду на каждый мешок – самые большие мешки были по 5 пудов), но все равно это дает представление, каким был ежедневный труд у наших предков. Обычно мы обращаем внимание на то, как за столетие выросли спортивные рекорды – создается иллюзия, что современный человек стал намного сильнее. А вот какие колоссальные физические нагрузки всего сто лет назад выпадали на долю не чемпионов, а обыкновенных рабочих людей мы не берем во внимание.

А среди потомком кипчаков до сих пор живет в легендах имя огромного батыра – Имана Джисупа.

А наибольшей славой было овеяно имя Хаджи – Мукана Мунайтпасова. Народным героем он стал по праву – не было в степи батыра сильнее его. На Куяндинской ярмарке, где он побеждал из года в год, его именовали просто и коротко: «Непобедимый». У многих степных племен были свои разновидности вольной и поясной борьбы, поэтому конкурентов у него тоже было великое множество. На этой ярмарке происходил своеобразный открытый спортивный чемпионат большого азиатского региона.

У писателя Н.А. Анова было много встреч с Хаджи-Муканом, который стал его большим другом. Они познакомились в 1925 году в 400 верстах от Семипалатинска на Куяндинской ярмарке. Перед пятитысячной толпой зрителей, грузовик до отказа забитый народом проехал по щиту, под которым лежал Хаджи-Мукан. Свои впечатления о встрече с Хаджи-Муканом Николай Анов увековечил в повести «Крылья песни». Перед нами предстает Хаджи-Мукан, «грузный и величественный, как языческий бог», сама спокойная уверенность. Черные живые глаза, мужественное лицо, бронзовый несходящий загар – он видел много солнца и встречал много ветров. Огромная тяжелая ладонь, крутая железной крепости шея. В это время Хаджи-Мукану уже далеко за 50 лет, ему тяжело далась победа над чемпионом Китая тибетским борцом Мео Дзи Фу. Выручил огромный опыт, приобретенный в схватках во всех распространенных видах борьбы.

На цирковой арене после революции Мунайтпасов выступал под своим именем, афишировался как чемпион мира, пользовался огромной популярностью.

В 1927 году Исполнительный Комитет Казахской Автономной Советской Социалистической Республики за заслуги в участии в революции и развитии отечественного спорта присвоил ему почетной звание «Батыр казахского народа». В 1945 году Мунайтпасов был награжден орденом «Знак почета».

Борцовские традиции Хаджи Мукана продолжили чемпионы Союза Амангельды Габсаттаров, Аманжол Бугубаев, Абильсеит Айханов. А настоящими наследниками борцовской славы Хаджи Мукана стали: первый в истории казах – олимпийский чемпион 1980 года Жаксылык Ушкемпиров; затем Даулет Турлыханов – серебряный призер Олимпиады в Сеуле, бронзовый призер в Барселоне, чемпион мира, чемпион Европы, шестикратный чемпион СССР. Примечательно, что обоих приобщила к единоборствам семипалатинская школа борьбы.

Восток – поэзия силы содержание Перейти

Яндекс.Метрика




Hosted by uCoz